Что значит быть верным своему духовному учителю?
Вопрос –
Что значит быть верным своему духовному учителю?
Ответ –
Мне пришлось быть на одном из фестивалей ИССКОН, где в ходе своей лекции один из гуру спросил сидящих в зале – за сколько они могли бы продать( а точнее — предать) своего Учителя.
За миллион долларов?
За высокую зарплату?
За возможность есть мясо и смотреть каждый день сериалы?
За возможность делать то, что хочется?
За сколько?
Присутствующие в зале молчали…
Мы очень часто говорим о верности духовному учителю.
Вишванатх Чакраварти Тхакур в комментарии к знаменитому стиху из “Бхагавад-гиты”:
вьявасаятмика буддхир экехакуру-нандана /
иле-шакха хй ананташ ча буддхайо вьявасайинам,
объясняет, что значит хранить верность духовному учителю.
Некоторые люди понимают принцип верности духовному учителю, как некий культ личности:
“У нас есть идол, которому мы будем поклоняться, будем на него гирлянды вешать, будем за его стопы хвататься и в результате всей этой “возвышенной” деятельности попадем в духовный мир”.
Но не так все просто.
Для того, чтобы человек мог действительно попасть в духовный мир, он должен поменять свой взгляд на мир.
А для этого должна быть более высокая верность, не просто верность каким-то внешним формам поклонения духовному учителю.
Иногда духовному учителю поклоняются, не понимая для чего это нужно делать.
Однажды мать одного преданного, которая считала, что ее сына “заманили” в секту, пришла к Шриле Прабхупаде с обвинением и сказала:
— “Ваши ученики поклоняются Вам”.
Она считала, что поклоняться кому-то – большой грех.
Но Шрила Прабхупада очень быстро нашел что ответить, он сказал:
— “Да, поклоняются. Я тоже поклоняюсь своему духовному учителю”.
Это естественный принцип поклонения, но нужно понимать, в чем он заключается, в чем его суть.
Вишванатх Чакраварти Тхакур в комментарии к сорок первому стиху второй главы “Бхагавад-гиты” удивительным образом объясняет, что значит верность духовному учителю. Он пишет:
— “Наставления, которые дал мне мой Гурудев относительно шраванам, киртанам, смаранам, пада севанам и т.д.
Шри Бхагавана, есть моя садхана и моя садхья, моя жизнь. Я не способен отвергнуть их ни на ступени садханы, ни на ступени садхьи.
Мое единственное желание и единственное дело – следовать этим наставлениям. Помимо них у меня нет никакого другого дела, даже во сне. Я ничего не потеряю, если буду следовать этим наставлениям, не важно, что они мне принесут: счастье или страдание, уничтожат они мою материальную жизнь или нет.
Только такая решимость возможна в чистой бхакти, свободной от лицемерия и обмана”.
Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит о принципе верности духовному учителю, заключающемуся в следование его наставлениям, которые являются сутью духовной жизни. Эти наставления прежде всего касаются шраванам, киртанам…
Он говорит, что в каких бы ситуациях я не находился, буду ли я получать духовное счастье и радость, или наоборот буду страдать, я все равно буду повторять:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе,
я все равно буду слушать о Кришне, я буду говорить людям о Кришне, потому что мой Учитель дал мне это наставление.
Только такая решимость может возвысить человека, только такая решимость может возвести человека на духовный уровень. Все остальное внешнее, все остальное является просто ритуалом.
Если у человека появляется такая решимость, во что бы то ни стало следовать наставлениям духовного учителя, то тогда он спасен.