Учение
Учение
Знакомство с философией сознания Кришны, как она раскрывается в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, немыслимо без изучения книг Шрилы Шридхара Махараджа, ставших бриллиантами в сокровищнице Гаудия-вайшнавской теологии.
В наиболее последовательной форме основы учения даются в пяти книгах:
- Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности
- Шри Гуру и Его Милость
- Субъективная эволюция сознания
- Золотой вулкан Божественной Любви
- Любовный поиск потерянного слуги
Лучше всего изучать эти книги последовательно и под руководством опытных Вайшнавов, например, в центрах Шри Чайтанья Сарасват Матх. Однако общее представление можно получить и из чтения книг, некоторые из которых представлены в библиотеке; а также из лекций наших проповедников, которые можно найти в разделе фонотека.
Также смотрите:
Знакомство с вайшнавским мировоззрением. Тематические подборки из лекций Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа.
Из книги Шрилы Б.Р. Шридхара Махараджа «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности».
Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж.
|
В древней Индии получило распространение шесть философских доктрин. Первая — это философия вайшешики мудреца Канады, его учение об атомах. Канада-ришиутверждал, что все состоит из атомов. Множество атомов соединяются и в результате возникает мир. Атом на санскрите называется кана. Многочисленные атомы соединились и образовали этот мир; все это произошло случайно, без участия разума, сознания, без каких-либо закономерностей и т.д. И в результате появилось все, что мы видим вокруг. Так учит Канада; по его мнению, мир складывается из атомов.
В одной из песен Бхактивинода Тхакура, основавшего в XIX веке движение сознания Кришны, есть такие слова: кешава! тайа джагата бичитра. «О Господь Кришна! В Твоем мире есть все, и мир этот безграничен и многообразен. Мы же, разделенные с Тобой, терпим одно несчастье за другим. Нескончаемый поток страданий преследует нас от рождения до смерти, и муки наши нестерпимы. И столько избавителей: Капила, Патанджали, Гаутама, Канада, Джаймини, Будда, устремляются к нам, предлагая каждый свой путь.
Капила идет к нам с системой философского анализа, санкхьей, он говорит: «Изучи материю, и ты освободишься от страданий. Патанджали идет к нам с йогой: «Эй, дживатма! Стремись навстречу Параматме! Тогда все тяготы мира уйдут от тебя прочь. Спеши установить связь с Параматмой, Сверхдушой!» Таков его совет.
Гаутама идет к нам с логикой, ньяя-шастрой: «Есть один Творец, один Создатель, но Он ко всему безучастен. Он создал мир и, кончив дело, устранился от него. Так что живите, полагаясь на собственный разум. Усовершенствуйте его и будьте рассудительны в своих делах и поступках. Тогда только вы сможете противостоять этому миру. Другого средства нет. Овладейте логикой, и тогда силой разума вы сможете подчинить себе среду и будете счастливы». А Канада говорит: «Волею случая атомы соединились вместе, и после их уничтожения не останется ничего. Какое вам до этого дело? Ни о чем не беспокойтесь. Что такое судьба? Ничто. Не обращайте на нее внимания. После гибели тела не останется ничего. О чем же скорбеть?»
Джаймини, основоположник философии карма-мимамсы, говорит: «Вероятно, есть Тот, кто соединил нас с этим миром и есть наша карма, но карма — самое главное. Он — лишь безучастный наблюдатель. Он над нами более не властен. Наша карма нас вознесет или низвергнет. Поступайте же так, как вам предписано. Карма сделает вас счастливыми. Конечно, нельзя отрицать, чтокарма-пхала, плоды кармы, постепенно иссякают. И все же, полагайтесь накарму, хорошую карму, а не плохую. Плоды хорошей кармы рано или поздно закончатся, но это не так уж важно; снова трудитесь ради благой кармы, и плоды ее вы получите в раю, где вас ожидает счастливая жизнь. Если и есть у вас друг, то это — ваша карма. Бог есть, но Он ко всему безучастен. Он обязан воздать вам добром или злом, как вам положено по карме. Он лишен независимости”.
Другой философии учил Будда: «Ваш ум не более чем результат соединения разных элементов. После его уничтожения не останется ничего. Поэтому вам нужно так или иначе от него избавиться. Следуйте путями ахимсы (ненасилия),сатьи (правдивости) и т.д.»
Как видим, в этих философских доктринах речь идет либо об эксплуатации, либо об отрешении (бхукти, мукти). Расставляя многочисленные заманчивые ловушки, они стараются поймать дживу, душу. Бхактивинода Тхакур говорит: «Но я понял, что все эти философы — обманщики. И всех их объединяет одно: они ничего не говорят о преданности и служении Тебе. В этом они едины. Они не дадут нам истинного блага. Они восстают против преданного служения Тебе и Твоей высшей власти. И в конце концов они повергают нас в хаос.
Но я вижу, что с абсолютной точки зрения они — твои представители, которым Ты поручил отбирать тяжело больных и помещать их в особую палату, на благо тех, кто болен не столь серьезно. Ты все это устроил для того, чтобы отобрать безнадежных и отделить их от прочих на благо последних. Таков Твой замысел, и все они пляшут как марионетки в Твоих руках. Они посланы Тобой и они тоже по-своему служат Тебе, ибо ничто в мире от Тебя неотделимо». В заключение Бхактивинода Тхакур говорит: «Я прощаюсь с ними со всеми. Я сердцем чувствую, что должен выказывать уважение всем этим вершителям «добра», но издалека; истинное же и единственное мое богатство — это пыль со священных стоп Твоих преданных. Я полагаюсь на нее, ибо знаю, что она принесет мне все блага. Я всегда буду искать возможности осыпать голову пылью с их святых лотосоподобных стоп. Она для меня — всё».