Беспричинная милость преданного
ॐ БЕСПРИЧИННАЯ МИЛОСТЬ ПРЕДАННОГО –
на вопрос отвечает — Шрипад Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж
Вопрос — К чему должен быть безразличен и небезразличен преданный Бога?
Кришна утверждает, что признаки знания: это безразличие к счастью и несчастью других, а во втором случае говорит, что Он с любовью относится к тому, кто сострадателен к другим.
То есть в первом случае Он называет тех, кто считается знающими. Во втором случае Он называет тех, кого Он любит.
Если человек просит разобраться в противоречии, то я здесь не вижу никакого противоречия.
Другими словами, Кришна говорит: «Вот есть замечательные люди…»
В одном случае Он говорит:
— «Вот есть мудрые люди», а в другом случае говорит:
— «Вот есть люди, которых Я люблю».
Противоречий никаких нет.
Другое дело, что признаком знания Кришна считает не безразличие к счастью и несчастью других, а безразличие к мирским счастью и несчастью.
То есть, если кто-то мучается от того, что потерял иллюзорные плоды своего труда или если кто-то мучается от того, что унизили его честь и достоинство, то признаком знания будет безразлично относиться к такому несчастью человека.
Если кто-то считает, что пострадала репутация его Родины или олимпийская сборная потерпела неудачу, и из-за этого он страдает, то признаком знания является безразличие к такого рода страданиям.
Так же как безразличие к славе и бесчестию себя самого, также безразличие к бесчестию и почёту ближнего.
Это есть признак знания.
Другое дело, что преданный, который описан Кришной как тот, кого Он любит.
Преданный, которого Кришна любит, он не безразличен вообще к несчастью и счастью других, а небезразличен к их духовному счастью-несчастью.
То есть преданный старается принести подлинное благо ближнему. Не тешить самолюбие ближнего, а дать ему подлинную пользу, подлинное благо его душе.
Точно так же как любящая мать, если сын-наркоман просит у неё деньги на дозу, то что будет в этом случае проявлением любви к сыну: дать ему денег, чтобы он в очередной раз укололся или не дать ему, а вылечить его?
Или даже если не вылечить, просто не дать ему.
Что будет признаком любви?
Дать стакан алкашу с водкой или отказать ему? Вот это вопрос.
А если кто-то хочет стать свиньёй, что будет помощью: помочь ему стать свиньёй или помочь ему вернуть себе человеческий облик?
Вот преданный считает, что помощь ближнему – это помощь душе, а не помощь самолюбию, ложному эго и так далее.
Поэтому тут противоречий как раз нет.
Что преданный или мудрый безразличен к мирскому счастью и несчастью ближних.
То есть счастье-несчастье – это мирское счастье-несчастье, вызванное потерями и приобретениями в мире иллюзии.
Вот как бы ни страдал человек в мире иллюзии от того, что он что-то потерял, преданный к этому безразличен.
То есть преданный безразличен к всевозможным политическим движениям, всевозможным экономическим, спортивным, к каким-то там художественным явлениям в этом призрачном мире.
Но если преданный видит, что страдает душа человека, что какая-то душа нуждается в каком-то просветлении, в отрыве от призрачного мира, душа страдает от того, что она чувствует себя в тисках этого бренного мира, вот тогда преданный уже не безразличен.
Тогда он помогает этой душе.
А ко всему, что здесь происходит в остальных отношениях, преданный не принимает участия в этом.
Так же как где-то там на далекой планете происходят какие-то столкновения политических сил или интересов. Нас же это не интересует.
Так же как Гулливер, когда пришёл к лилипутам, там были войны тупоголовых и остроголовых. Он знал, что да, есть остроголовые и тупоголовые. Но он никого из них не считал правыми и неправыми. Он знал, что они воюют за…
За что они там воевали?
[Из зала]: За тупость и остроту.
Ну они воевали, значит, у них был философский диспут: каким концом разбивать яйцо? Острым или тупым?
[Из зала]: Воевали за власть, как всегда.
Неважно. Он понимал, что люди бьются в кровь за право разбивать яйцо тупым или острым концом. Его это мало беспокоило.
Точно так же и преданного мало беспокоит, кто приходит к власти, кто свергает власть, кто победил в той или иной войне, кто проиграл.
Преданного это вообще не должно интересовать, потому что тупоголовые и остроголовые они всегда найдут себе повод для войны. Даже если они, эти тупоголовые и остроголовые, согласятся, что нужно по чётным дням бить яйцо тупым концом, а по нечётным – острым концом, то всё равно они будут бороться за что-нибудь другое.
И найдут всё равно предмет борьбы.
Какое бы политическое или общественное устройство ни было в мире эксплуатации, всегда будут недовольные, всегда будут эксплуатирующие, всегда будут эксплуатируемые.
И они будут местами меняться по несколько раз в минуту, потому что одновременно происходит так, что нас кто-то эксплуатирует, и мы кого-то эксплуатируем. А тот, кого мы эксплуатируем, он тоже кого-то эксплуатирует.
И так вот всё по кругу все друг друга используют в своих интересах. Поэтому здесь нет ни правых, ни виноватых.
И преданного это не должно вообще никак волновать.
Но повторяюсь, что если кто-то из этих вот, из этой вот массы вдруг выбивается и говорит, что мне здесь всё опостыло, я больше не хочу участвовать в этом мире перетягиваний каната и одеял в свою сторону. Вот тогда преданный, которого именуют пара-дукха-дукхи, страдающий от того, что кто-то страдает, вот тогда преданный ему должен прийти на помощь и приходит на помощь.
В этом что называется БЕСПРИЧИННАЯ МИЛОСТЬ ПРЕДАННОГО. Потому что преданный вообще не связан никаким долгом.
Кришна в девятой главе «Гиты» говорит: «Как Я, мой преданный не связан в этом мире никаким долгом и не несёт ответственности ни за какие поступки. Но тот, кто сострадателен к нуждам души ближнего, того Я почитаю как своего возлюбленного».
Я люблю того, кто сострадателен к страждущим. Хотя в принципе он не имеет никакого долга в этом мире. То есть преданный, его называют атмарама — самоудовлетворённый, самодостаточной, самобытный. Сам в себе – «атмарама». Но при этом его ещё называют пара-дукха-дукхи — сострадательный к страждущим.
То есть он страдает вместе с ними, с этими страждущими.
Источник: http://audioveda.ru/audios/3128
Статью подготовила Гандхарвика дд (Дениско Т. В.)