Нервное истощение преданных
ॐ ВОПРОС К ГУРУ —
Психологические проблемы
преданных
Вопрос — Госвами Махарадж, меня в последнее время все больше волнует один вопрос. Я вижу вокруг себя много людей и у всех у них очень много психологических проблем. Это плохая карма.
Тоже самое я видела в храме. Депрессия, нервное
истощение, истерия, даже мания величия или наоборот чрезмерное самоуничижение и тд.
Подробнее —
Скажите, возможно ли, НЕ решив этих проблем, серьезно заняться духовной практикой?
Если да, то каким образом человек в таком состоянии может это сделать?
Ведь на каждом шагу ему будут встречаться преданные, с которыми он будет общаться находясь во власти своих больных эмоций, он будет общаться с гуру, из которого он будет пытаться сделать психотерапевта…
В общем в итоге, общество его отвергнет или он просто сам, не найдя понимания, замкнется в себе и не найдя сил что то изменить, будет загонять свои проблемы далеко в свое подсознание, или же прост станет карьеристом, когда главное это иммидж и будет работать на него (чтобы вообще отключиться от каких либо эмоций и стать просто черствым
сухарем), особенно не задумываясь о внутреннем росте и таким образом еще сильнее разовьет в себе свою болезнь.
Я понимаю, что все, кто меня окружает — это частицы Кришны и любой может стать объектом Его беспричинной милости. Или людям с подобными проблемами лучше даже и не надеяться?
ОТВЕТ —
Картина, которую вы описали, вполне реальна. Иначе и быть не может.
В материальном мире все в большей или меньшей степени больны.
Шрила Прабхупада сравнивал храмы с больницами, куда люди приходят лечиться.
Если ваш вопрос: можем ли мы излечиться в принципе, то ответ на него, безусловно:
да.
Если ваш вопрос: легко ли это будет сделать в таких условиях, то ответ на него, безусловно: нет и все эти психологические проблемы будут мешать нам.
Если ваш вопрос: не стоит ли нам сначала излечиться от материальных психологических проблем, а потом уже помышлять о том, чтобы развивать в себе любовь к Богу, то ответ на него тоже: нет, потому что все остальные методы
лечения не будут так эффективны, ибо пытаются устранять симптомы, а не саму причину.
Но в хорошей больнице лечат не только лекарствами и диетой.
Шрила Прабхупады сравнивал мантру Харе Кришна с лекарством, прописанным нам врачом, и мы должны принимать это лекарство каждый день, а прасад он
сравнивал с целебной диетой, которая должна помочь нам вылечиться от болезни материального существования.
Однако есть еще один очень важная составляющая
излечения — атмосфера любви и заботы. Если это атмосферы нет, то излечиться очень трудно. Именно такая атмосфера помогает человеку быстро избавиться от страха, неуверенности, психозов.
Поэтому Бхактивинода Тхакур и вслед за ним Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада подчеркивали необходимость дайви-варнашрамы, здорового общества, в котором люди чувствуют себя счастливыми и защищенными, общества в значительной степени свободного
от зависти, конкуренции и эксплуатации.
Бхакти можно развивать и вне такого общества, ибо бхакти не зависит от материальных условий, а зависит только от бхакти, но делать это гораздо легче в естественной и здоровой среде. Поэтому так важно попытаться
восстановить в мире здоровое общество, основанное на духовных принципах и ценностях.
Это общество невозможно создать с помощью внешних переворотов или революций в больших и малых масштабах. Революция должна произойти в нашем сердце, и лозунг этой революции сердца сформулирован Шрилой Прабхупадой:
«Простая жизнь и возвышенное мышление».
Если вы найдете хотя бы одного человека, который произвел эту революцию в своем сердце, старайтесь общаться с ним при любой возможности, и та же самая революция произойдет в вашем сердце и поможет избавиться от всех мучительных проблем, о которых вы пишите.
В обществе настоящего святого все узлы в нашем сердце развязываются сами собой…
Ваш слуга, БВ Госвами