ॐ Йога — это духовная или материальная практика ?
ॐ ЙОГА — ЭТО ДУХОВНАЯ ИЛИ МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ?
( Из лекции Б.Р. Шридхара Свами от 5 и 19 августа 1982 года
"Физические страдания преданных")
Шридхар Махарадж: Почему ты так увлечен йогой? Почему тебя интересует это? Йога это восходящий процесс. Это контроль воздушных потоков и нервной системы, все это материально.
Как с помощью материальных средств высокая реализация может возникнуть? Это жонглерство, фокусы.
Что такого в йоге?
Йога — это Васудев четырехрукий. Различные асаны и столь многие другие явления. Это относится только к физике. Воздушные потоки. Неужели с помощью этих потоков и всего остального можно составить заговор с целью поймать Весевышнего?
Что такое йога?
Преданный: Йога — это также бхакти-йога.
Шридхар Махарадж: Бхакти-йога, это да, приемлемо.
Так, а в чем вопрос? Почему ты предпочитаешь йогу? Поскольку это путь, который сулит тебе определенные результаты?
Шаранагати! Шаранагати — это нечто неопределенное, уверенность отсутствует. Гарантий нет, это зависит от Его сладостной воли.
А следованием процессу йоги, ты думаешь, Его можно контролировать? Результат гарантирован? Что привлекательного ты находишь в йоге?
Преданный: Я хотел спросить вас: тот, кто видит Кришну во всем…
Шридхар Махарадж: А как это связано с йогой? Если под йогой воспринимается восстановление связи с Кришной. То это приемлемо.
Йогамайа, центростремительный поток. Уловить этот поток… Йогамайа, она связывает нас с Кришной, и это есть Йогамайа, а Махамайа — центробежный поток.
Но что ты подразумеваешь под йогой? Асана, пранайама, это все, конечно…
Преданный: Но когда человек просто связан с Господом…
Шридхар Махарадж: Йога буквально означает связь. Когда речь идет о нервной системе, воздушных потоках, то как Верховный Авторитет может быть затронут всеми этими манипуляциями?
Раджа-йога и хатха-йога. Хатха-йога — только физические попытки, раджа-йога — ментальные. Гйана, ахимса, все эти практики. Стремление отстраниться от материального очарования.
Асан, пранайам, атййахар — все эти явления. Всё связанное с материальным окружением или материальными взаимодействиями.
Попытка оборвать связь с материальным рабством.
Но если мы не способны устранить какую бы то ни было связь…
Материальная связь недостаточна, не целостна. Мы поднимаемся до самой высокой степени, занимаем высочайшее положение негативной стороны. Абсцисса. Мы можем подняться, но если у нас нет визы, то нам придется вернуться в это измерение. Утвердить связь с посредником области визы — вот это является самым важным.
Посредники, садху, пребывают в этом мире, установить связь с ними.
Люди, которые выдают визу, позаботятся о нас, чтобы правительство выдало нам паспорт.
Нисходящий процесс, автоматический. Они признают. Мы хотим, чтобы этот джентльмен, получивший нашу визу, получил также паспорт.
Всякий раз, когда посредник майи будет получать известия о том, что другая сторона хочет, чтобы этот человек был использован там, то ему будет дано позволение, паспорт.
Поскольку авторитет знает, что я лишь незначительная часть высшего начала, я должен повиноваться указанию высшего авторитета, который выдает визу. Это бхагавата-дхарма, а йога — это варнашрама-дхарма.
Все эти другие явления, взаимодействия с материальными реалиями, посредством этого взаимодействия мы можем достичь рубежа, границы, но если мы не сумеем получить визу, мы будем вынуждены вернуться. Это явление более независимое, тонкое, сладостное, во всех отношениях оно занимает превосходящее положение. Это лишь искаженное отражение подлинного существования, оно не может стоять на собственных ногах.
Майа, это состояние второстепенно по отношению к изначальному существованию. Речь идет о связи с этим измерением.
Вера в Верховного Господа. Другие полубоги являются Его представителями, и если кто-то не питает веру в Верховный Авторитет, благосклонность полубогов будет от него отозвана.
Многие политики питают верность властителю, и если это качество присутствует… Как в парламенте: необходим авторитет, центральная личность, и только в том случае присутствия остальные политики имеют голос. В случае же его отсутствия, они лишены голоса.
Если центральная фигура отсутствует, то меньшинство становится беспомощным.
Боги, которые представляют разные качества этого мира не могут не поклоняться тому измерению, где пребывает Верховный Авторитет.
Если кто-то предан Верховному Авторитету, то благосклонность богов всегда будет с ним. Они служители центростремительного потока, эти другие.
Преданный: Гуру Махарадж, если наша система — это отвержение и принятие, принятие того, что благоприятно для Сознания Кришны и отвержения неблагоприятного. Речь идет о Преданности, не о йоге. Но если кто-то не может концентрироваться на воспевании или у него есть проблема с телом и умом, то йога не должна быть использована?
Шридхар Махарадж: Это будет обманной ценностью, равно как интоксикации. На какое-то время к нам может прийти концентрация, но это будет физический, материальный эффект.
Как Вишвамитра Муни, он медитировал иногда. Медитация, аскеза имеют свои плоды. Но можно достичь этой высшей силы, эти плоды описанные, даже демону, атеисту.
Шанкар. Махадев, он рассматривается как высочайшее достижение всех этих йогов, но все же он не рассматривается как шудха-бхакта.
Гйана-мишра, йога-мишра так или иначе.
Махадев сказал: «Если ты хочешь увидеть того, кто является истинным, чистым Преданным, ступай к Прахладу. Ты сумеешь найти чистую Преданность в нем. У нас есть свои интересы, иногда мы выступаем в качестве оппозиции Верховной силе Нарайаны. Поэтому ступай к Прахладе, в его случае речь идет об эксклюзивной Преданности».
Прахлад говорит: «Да, мы тоже отвергаем. Иногда я сражаюсь с Кришной, иногда какие-то демонические элементы присутствуют во мне. И то, что я делаю, это также нечто пассивное, медитация, отсутствие активного служения. Таким образом мы восходим».
Источник — http://audioveda.ru/audios/5044