Лекции по священным писаниям
Лекции по священным писаниям
(правачаны)
Сокрытое раскроется для истинно видящих !
Лекция Гандхарвики дд в ДВ ведическом
Центре «Радхика», прочитана 30 марта 2014г.
Если задать вопрос – для чего мы пытаемся практиковать бхакти-йогу, то ответы будут разные.
Но ответ очевиден – мы хотим обрести Милость Верховной Личности Бога, чтобы покинуть этот материальный мир и вернуться домой – в мир прекрасной Реальности, который мы когда-то так опрометчиво покинули.
И чтобы это произошло, наша практика бхакти-йоги должна быть в соответствии с наставлениями Гурудэва, она должна быть постоянна, последовательна в постижении заложенных в ней Истин и исполняться с благоговением к Тому, Кто дал нам возможность её практиковать.
Мы с вами не раз видели людей, которые ходят по улицам наших городов, звонят к нам в квартиры и при этом не выпускают из рук Библию.
Однако мы, кому реально в этой жизни посчастливилось соприкоснуться с истинным и вечным, священные писания практически не открываем. А когда приходим в храм или центр и присутствуем на лекциях, упускаем возможность воспринять те крупицы самого сокровенного Знания, которые с большой любовью пытаются донести до нас наши Учителя.
В ходе лекции находится много «важных» дел, не терпящих отлагательства, – обменяться новостями с рядом сидящим, ответить на телефонный звонок, посмотреть книгу, которая стоит на полке, побалагурить, просто поспать…
Решение стать учениками мы принимали самостоятельно. И наши Учителя говорят нам, что для того чтобы учиться, необходима прежде всего вера – шрадха.
Вера – это то самое первое качество, которое ученик должен развить в себе. Вера, рожденная из понимания того, что это необходимо прежде всего нам, из уважения к тем кто не жалея времени, не жалея своей жизни пытается нам помочь, а также из терпения и настойчивости.
— В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. (Евангелие от Иоана гл.1)
— Вера от слышания, а слышание от Слова Божия. (Рим. 10,17)
Кроме того, слушание, это один из методов чистого преданного служения.
шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам
Слушание и прославление Святого Смени, облика, качеств, атрибутов и
времяпрепровождений Господа Вишну и памятование о них, служение лотосоподобным стопам Господа, поклонение Господу и вознесение Ему молитв, личное служение Господу, близкая дружба с Господом и безраздельная преданность Ему называются девятью методами чистого преданного служения. (Бхаг. 7.5.23)
Понятно, что очень важную роль в практике бхакти-йоги играет именно слушание, устное научение – проповедь.
Материальный мир – это больница, это мир смерти, где тела лечатся от болезней, а Души от невежества. И наша практика это и обучение и исцеление.
Все нисхождения Господа из духовных сфер Бытия в мир материи — Его аватары, приходили с целью – учить. Их называют Учителями. Собирая вокруг Себя учеников, они завещали им идти в мир и нести Слово, которое – имеющие уши, да услышат.
По существу, каждый преданный потенциально проповедник, миссионер. И если у него есть дар слова, дар знания, возможности, он должен их использовать. Не ходить по квартирам, как сектанты, не останавливать на улицах людей, не совать им какие-то бумажки, а проповедовать тем, кого будет Господь посылать им на жизненном пути, и, в первую очередь, своим примером.
Но проповедь наша должна быть истинной и мы должны передавать Слово таким какое оно есть на самом деле, а не свои домыслы. Люди, в силу имеющихся у них от рождения 4 недостатков, так или иначе, иногда сами того не желая, склонны неверно истолковывать Веду, тем самым извращая и отрицая саму Идею, которую несет Слово. А не внимательное, не уважительное слушание лекций по священным писаниям, усугубляет и делает преднамеренным отрицание всего Учения.
Работая со Словом Божьим на первое место следует ставить не наши предположения о том, что там сказано, но то, что там ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сказано!
Вспомните ! Свами Прабхупада, переводя и комментируя Бхагават Гиту назвал её – «Бхагавад Гита как она есть». Потому что Бхагавад-Гита — это Абсолютная Истина, принявшая форму книги, и несущая в себе все качества Абсолютной Истины. И самое главное её качество — личностность. Она смотрит на нас и Сама решает открываться ли нам, а если открываться, то насколько.
Поэтому и изучение священных писаний следует подходить очень серьезно и ответственно, с соблюдением определенных правил.
П Р А В И Л А – это обязательства, которые надо принять на себя вступая на Путь духовного совершенствования. Правила призваны, прежде всего, помочь ученику избежать тех негативных ситуаций, которые могут ожидать его на этом Пути.
Веды говорят — Любой человек в этом мире имеет 4 недостатка:
— он склонен впадать в иллюзию,
— склонен к обману,
— обречён совершать ошибки и
— имеет несовершенные чувства.
И Веды призывают людей принять Знание от авторитетного источника, т.е. от личности, уже имеющей совершенное Знание. Такая личность в Ведах называется гуру, или духовный учитель.
Духовный учитель, в свою очередь, получил это совершенное Знание от своего духовного учителя. Истинный гуру принадлежит к цепи ученической преемственности, начинающейся от высшего авторитета. А высшим авторитетом является Верховная Личность Бога — обладатель всего Знания.
веде рамаяне чайва пуране бхарате татха
адав анте ча мадхье ча харих сарватра гияте
«Все ведические писания, включая "Рамаяну", Пураны и "Махабхарату", с самого начала, в конце и в середине повествуют только о Хари, Верховной Личности Бога» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 7.131 комм.).
Шримад Бхагаватам, Бхагавад Гита и другие священные писания являются объектами поклонения, т.к. не отличны от Верховной Личности Бога. И поэтому к ним следует относиться всегда очень почтительно и служить им.
гита сугита картавйа, ким анйаих шастра вистараих
йа свайам падманабхасйа, мукта-падмад винихисрита
Следует постоянно с преданностью воспевать эту Гиту, божественную песнь, изошедшую из святых лотосных уст Самого Всевышнего Господа, Шри Кришны. Разве возможно обрести большее благо, изучая какие-то другие Писания?
Гитамахатьмья
Существует 5 аспектов служения священным писаниям –
— поклонение. Так, например в некоторых храмах Индии и в настоящее время ежедневно проводят пуджу Шримад Бхагаватам.
— изучение священных писаний
— слушание
— изложение
— проповедь послания Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиты, а также других священных писаний.
Это служение следует проводить со всем смирением, почтением и осознанием того, что ты оказываешь служение Самой Верховной Личности Бога, что если ты читаешь лекцию по священным писаниям, ты являешься представителем Шрилы Вьясадева, который составил Веды, а не говоришь от себя.
Цель лекции по священным писаниям является —
— прославление и подчеркивание значимости Верховной Личности Бога, Их преданных, Святого Имени и священного писания, которое мы изучаем.
екам шастрам деваки-путра-гитам
еко дево деваки-nympa ева
еко мантрас тасйа намани йани
кармапй екам тасйа девасйа сева
Есть всего лишь одно Писание — божественная Шри Гита, пропетая Господом Шри Кришной; лишь один почитаемый Господь — Господь Шри Кришна; лишь одна мантра — Его святые Имена; и лишь один долг — преданное служение этому почитаемому Всевышнему Господу, Шри Кришне.
Гитамахатмья
— а также прославление и подчеркивание значимости для нас наставлений Гурудэва, его книг, служение Гурудэву и всем Вайшнавам.
Веды говорят, что нужно пользоваться всеми возможностями, чтобы слушать священные писания из уст продвинутых, квалифицированных преданных.
Большая часть божественного Послания передается не вербально. Физическими ушами мы воспринимаем только 1 пласт Послания — материальный, остальные уровни Абсолютного Знания передается не вербально – через те тонкие аспекты, которые не улавливает наше сознание, тем не менее оставляя глубокий след в нашем сердце.
Читая книги, слушая лекцию в записи мы воспримем только один уровень знания – материальный. Все остальное воспринимается только при личном общении с преданным, который читает лекцию по священному писанию.
И именно поэтому лекции по священным писаниям следует вести старшему преданному, который обладает соответствующими качествами, квалификацией, который хорошо знает Веды и может донести это Знание без изменений до слушателей.
Качества такого преданного – брахмана, перечисляются в Бхагавад Гите 18.42 –
шамах — спокойствие
дамах — самообладание
тапах — аскетизм
шаучам — чистота
кшантих — терпимость
арджавам — честность
джнанам — знание
виджнанам — мудрость
астикйам — религиозность
Брахман никогда не станет скрывать Истину из каких бы то ни было материальных соображений, хотя, если это будет благоприятно для духовного продвижения общества, он может открывать Истину понемногу, чтобы ее легче было усвоить.
Все лекции по священным писаниям лектор проводит на основе и со ссылкой на священные источники, а не на свои ментальные реализации.
Ведические наставления принимаются такими, какие они есть, без чьих-либо мирских толкований.
Поэтому своим поведением лектор всегда должен подчеркивать, что является представителем Шрилы Вьясадева.
Не подготовленность лектора, вальяжные позы, не смиренное отношение к порученному служению в данном случае не допустимы, т.к. являются прямым оскорблением Верховной Личности Бога.
Лектор, являясь представителем Шрилы Вьясадева, должен занять почетное место – вьясасана. Как правило, это или особый коврик на полу. Или место на возвышении.
Вьясасана обязывает человека, его занимающего, вести себя соответствующим образом, быть внимательным, смиренным, чтобы должным образом представить Шрилу Вьясадэва.
«Соблюдение этикета вайшнавов — украшение преданного».
Шри Чайтанья Махапрабху, Чайтанья-Чаритамрита. Антйа 4, 128-30
В «Чайтанья-чаритамрите» Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что соблюдение вайшнавского этикета украшает преданного, делая его привлекательным как в глазах Бога, так и в глазах мира. Поэтому очень важно, чтобы все преданные хорошо разбирались в вопросах вайшнавского этикета и образа жизни.
Вайшнавский этикет – это нормы и правила поведения в обществе людей, действующих в соответствии со вселенскими законами. Шрила Бхактивинод Тхакур говорил, что все правила вайшнавского этикета изначально исходят из духовного мира. В духовном мире все живые существа спонтанно следуют вайшнавскому этикету. Чем чище сердце человека, тем легче и естественнее для него следовать правилам и предписаниям, описанным в священных писаниях. Но даже внешнее следование вайшнавскому этикету настраивает сознание человека на трансцендентный уровень и очищает его.
Шрила Бхактивинода Тхакур также подчеркивал, что существует большая разница между вайшнавом и человеком, просто верующим в Кришну. Вайшнава отличает то, что он принимает аспекты следования вайшнавской культуре в свою жизнь. Понять что-то — значит жить в соответствии с этим знанием. Следование нюансам этикета защищают преданного от совершения оскорблений вайшнавов, гуру, святого имени и т.д. Вайшнавский этикет защищает нас от разочарований и страданий в процессе духовного развития.
Поведение слушающих –
Не допустимо и очень серьезным оскорблением считается неправильное поведение слушателей. И, конечно же, ни о каком восприятии Истинного Знания в таком случае не может быть речи.
Главная квалификация слушающего, говорят Веды, – это слушать с « восторженным вниманием». И тогда услышанное Послание будет принято и принесет наивысшее Благо.
Во время лекции по священным писаниям своим поведением и отношением мы должны подчеркивать, что священное писание не отлично от Верховной Личности Бога, что мы понимаем это, служим ему и знаем, что лектор является представителем Шрилы Вьясадэва, составителя Вед.
Некоторые правила проведения лекций
по священным писаниям
— обучение происходит Духом Святым, поэтому перед началом лекции следует произнести мантру Шриле Васудеву и своему духовному Учителю.
— желающим стать лектором, проповедником рекомендуется произносить особую мантру, которая помогает в передаче слушателям поступающих ему в ходе лекций Знаний.
К проведению лекции по священным писаниям следует тщательно подготовиться:
— Просмотреть содержание урока по меньшей мере за неделю до его проведения. Если заранее изучить материал урока, то в течение недели в голову могут придти интересные мысли и предложения по его проведению.
Готовясь к уроку за неделю, просите Гурудэва руководить вами, т.к. он всегда ведет своего старательного ученика и помогает ему.
— всегда следует уважительно относиться к книгам, которыми вы пользуетесь во время лекции;
— книги должны находиться на возвышении или специальной подставке, а также выше уровня, на котором сидит лектор;
После цитирования стиха ( шлоки) приводятся сведения о местоположении данного стиха в Священном Писании.
Например: Шримад Бхагаватам, Песнь Вторая, кханда (глава) 8, шлоки (стихи) 13-14 или Шримад Бхагавад-гита, кх.2, шл. 22.
— желательно, чтобы при изучении писания у каждого учащегося был свой экземпляр. Призывайте слушателей приносить на лекции свои экземпляры Священных Писаний.
Обсуждая избранные отрывки, читайте их вслух вместе с учащимися.
— женщины и мужчины, находясь на лекции, должны сидеть раздельно.
Если лектор мужчина, то женщинам следует сидеть на почтительном расстоянии от него и наоборот. Если лектор принадлежит к одному из отреченных укладов жизни ( брахмачари, ванапрастха, саньяс и), то нарушение этого правила будет проявлением неуважения к его статусу.
— во время лекции не следует шуметь, входить и выходить из аудитории, разговаривать и делать другие вещи, которые могут отвлечь лектора или слушающих. При срочной необходимости выйти, следует испросить позволения у лектора.
— если вы опоздали, то следует потихоньку войти и сесть в задних рядах.
— если вам нужно будет уйти до окончания лекции, то следует заранее сесть радом с выходом.
— если во время лекции открывается или закрывается алтарь, следует сложить руки и слегка поклониться, так, чтобы не мешать ходу лекции.
— вопросы задаются после лекции, и для этого лектор оставляет время.
Вопросы должны задаваться в смиренном состоянии ума, с действительным желанием что-то узнать.
— если у вас есть вопрос, который может вызвать напряженную ситуацию в аудитории или поставить в неудобное положение лектора, то лучше задать его лектору в индивидуальном порядке после лекции.
— если вас одолевает сонливость, то лучше встать в стороне и слушать лекцию стоя.
Надо уважать лектора и то мероприятие, которое проводится.
Перед началом лекции следует всем вместе прочитать мантру Шриле Вьясадэве и Гурудэву.
При возможности спеть несколько бхаджанов, например – бхаджан Бхактивинода Тхакура «Джая Радха Мадхава», посвященные прославлению Кришны и Шримати Радхарани. Этот бхаджан настраивает аудиторию на восприятие высшего Знания.
Во время пения следует медитировать на то, что когда этот бхаджан пели Бхактивинда Тхакур и другие возвышенные преданные, им открывалось транцендентная Реальность, которую они затем описывали.
Что следует избегать –
— Следует избегать того, чтобы лекции превращались в ИШТХА –ГОШТХИ – т.е. в обсуждение текущих проблем в храме, центре.
Лекции призваны обсуждать ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ, а не сегодняшние реалии.
— Следует избегать духа – МЫ и ОНИ и проповедывать дух одной духовной семьи Гурудэва;
— следует избегать перехода на личности ( или организации) — как с упоминанием имен, так и без.
Индивидуальные трудности, которые могут испытывать отдельные преданные, это тема для индивидуальной беседы, на которую имеют право лишь их духовные учителя, кураторы или старшие преданные, обладающие подобным статусом и пользующиеся их доверием.
— следует избегать чрезмерного подчеркивания негативного. Больший акцент следует давать на проповедь позитивных моментов и позитивной альтернативы.
— следует избегать противостояния в аудитории, и следует сосредоточиться на тех духовных моментах, которые нас объединяют.
— следует избегать грубых слов и утверждений, достоверность которых сомнительна, комментариев на темы, в которых вы не компетентны.
— следует избегать эмоциональных дебатов во время вопросов и ответов. Вместо этого следует поблагодарить за горячий интерес к проблеме и перенести дискуссию на другое время.
Главное – следует развивать и утверждать в себе дух сострадания, терпимости и почтительного отношения к преданным, а также пока не преданным, которые м.б. из-за своего невежества, незнания пока враждебно настроены как к присутствующим и самой идее , которую проповедует Шри Чайтанья Сарасват Матх.
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дэв госвами Махарадж –
КИ – ДЖАЙ !!!
Лекцию подготовила и прочитала
Гандхарвика дд
Хабаровск, ДВ Центр
30 марта 2014г