Нежная возлюбленная Господа Кришны
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Нежная возлюбленная Господа Кришны
(лекция 29 июля 1999 года, Шри Чайтанья Сарасват Кришнанушилана Сангха, Калькутта, Индия)
Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Всем преданным ки джай!
Харе Кришна!
Дорогие преданные Господа Кришны, по милости преданных я обрел прекрасную возможность, которой нет ни у кого. Как вы знаете, английский — не мой родной язык. В действительности, английский, бенгали или санскрит, любые слова другого языка не могут во всей полноте передать истину сознания Кришны.
Место, в котором мы живем, — материальный мир, и наши тело, ментальное состояние, язык — все это мирское, но природа Кришны совсем иная. Отдельные личности, являющиеся возвышенными душами, и некоторые чистые преданные могут чувствовать образ и форму Господа Кришны. Мы можем слышать от них об этом, но, в действительности, Кришна — апракрита, тогда как мы живем в мирепракриты, то есть в мире материи. Апракрита означает трансцендентное. Какова форма Господа Кришны? Если кто-то спросит нас, мы можем ответить что-нибудь, как люди этого мира, но какова на самом деле форма Господа Кришны? Откуда нам это знать? Мы узнаем об этом, обращаясь к словам, исходящим из лотосоподобных уст садху (святых), или к словам священных писаний.
Опираясь на них, Господь Шри Чайтаньядев подарил нам очень сладостную и ясную картину Господа Шри Кришны. Он говорил, что «Шримад-Бхагаватам» — лучшее описание, низошедшее из трансцендентной обители. «Шримад-Бхагаватам» неотличен от Господа Шри Кришны. Но в то же время мы видим, что после путешествия Шри Чайтаньи Махапрабху по Южной Индии, Он принес оттуда другое очень сладостное писание, именуемое «Брахма-самхитой». В нем Господь увидел всю полноту концепции, которую Он желал дать этому миру. Это очень сжатая, но неизменная и чистая идея. Он увидел в «Брахма-самхите» всю концепцию «Шримад-Бхагаватам» и принес нам эту книгу. Если мы попытаемся объяснить первую шлоку этого писания:
иш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
саччида̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам1,
то увидим, что это истинная форма Господа Кришны. Она зовется апракрита-формой. Он играет с гопи (пастушками), коровами и мальчиками-пастухами. В этой обители Кришны, носящей имя Вриндаван, существуют пять видов взаимоотношений с Ним. Шри Чайтаньядев сказал, что Шри Кришна, Его обитель и служение Всевышнему — объект нашего поклонения, высшее устремление и цель всей жизни.
Эта шлока «Брахма-самхиты» очень просто описывает Господа Шри Кришну.Иш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ саччида̄нанда-виграхах̣… Мы всегда ищем первопричину всего сущего, но Он — Причина всех причин. Мы можем искать первопричину в этом мире, но это ложно, правильное решение — это «иш́варах̣парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣…» Он — Верховная Личность Бога, сосредоточие всей расы(духовного вкуса взаимоотношений души и Всевышнего). Шри Кришна — океан нектара, а мы — частицы этого трансцендентного океана. В действительности душа столь удачлива! Она крошечна, а иначе мы могли бы сказать, что все души подобны Господу Шри Кришне и столь же могущественны. Такие мысли не ошибочны, когда душа наделена богатством преданности и соответствующим настроением, тогда она даже более велика, чем Кришна.
В учебнике санскрита я прочитал одну историю. Если вы не знаете, что такое сила, как вы соприкоснетесь с чьей-то силой? Некто может быть крошечным, но если он связан с очень могущественной личностью, он может все. Маленькая птичка по имени Титива сумела доставить хлопоты океану, поскольку, будучи птицей, она имела связь с Гарудой, который способен преподнести океану хороший урок. В таком случае, мы можем быть крошечными душами, но если мы благословлены Гуру, то мы обретем успех, тем более что наша гуру-парампаравосходит к самой Шримати Радхарани. Кришна всегда счастлив таким положением вещей в Своей обители. Шримати Радхарани служит Господу множеством путей, и Он ждет Ее служения.
Шрила Прабходананда Сарасвати Тхакур сказал следующее:
йасйа̄х̣ када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-
дханйа̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ
йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи
тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄нубхуводиш́е ’пи
«Кришна хочет ощутить легкий ветерок, создаваемый одеждами Шримати Радхарани, и, когда это происходит, чувствует Себя чрезвычайно удачливым и счастливым». Таков смысл этой шлоки. Тогда, если мы будем служить нашему Шриле Гурудеву через гуру-парампару, это служение достигнет Шримати Радхарани. Наш Парам-Гурудев Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: «Я не знаю, кто есть кто, и каким положением они обладают, но я знаю, что мой Шрила Гурудев занимает высочайшее положение». Если наше видение достигнет более высокого уровня, то мы увидим, что Гуру — это сама Шримати Радхарани. Она всегда удовлетворяет Господа Кришну. Энергия и Ее Источник — суть одно целое. Мы не можем отделить энергию от ее обладателя. В действительности, Кришна — Владыка Энергии, но всегда зависим от Нее, Ее силы. Без энергии владыка, хотя и полон сам в себе, незначим. Он будет лишь мертвой, не заряженной батареей. В таком случае, мы должны уповать на энергию, то есть на Шримати Радхарани. Все души, если они могут обрести связь с этой волной служения Господу Кришне, должны направиться к Ней. В трансцендентной обители существует великое множество путей, столь многие души служат Господу Кришне. Без сомнений, Он доволен служением каждого, но высшее счастье Ему приносит служение верховной служанки, Шримати Радхарани.
В любом случае, все это апракрита, то есть трансцендентно. Находясь в этом мире, мы можем создавать материальный звук своим голосом и переживать мирские чувства, но это не будет Истиной, ради которой мы должны следоватьриши, муни, махаджанам и другим великим личностям, которых упоминают священные писания. Все они — возвышенные души. То, что они записали, откровение их сердец, как объяснил Ведавьяса, предназначено для нас.
Шриман Махапрабху сказал, что «Шримад-Бхагаватам» — форма Господа Кришны, неотличная от Его Личности, поскольку мы не можем воспринимать трансцендентную истину нашим мирским умом. Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур называл наш ум «щенячьими мозгами». Как же нам почувствовать нечто запредельное?
Когда Шриман Махапрабху объяснял атмарама-шлоку, Он говорил Сарвабхауме Бхаттачарье: «Сарвабхаума, не удивляйся объяснению, каждое слово может содержать тысячи значений». Он открыл их смысл в беседах со Шрилой Санатаной Госвами в Бенаресе, дав девять разных объяснений, не затрагивая высказываний Сарвабхаумы. Но Шриле Санатане Госвами Он раскрыл 61 вид толкований смысла этой шлоки. Шриман Махапрабху также сказал, что существуют и другие значения. Мы можем заблуждаться в своем понимании, но ученые-исследователи и святые не ошибаются.
Шри Чайтаньядев сказал, что истина в сердцах великих преданных явилась в форме «Шримад-Бхагаватам» и «Брахма-самхиты». Из этих источников мы получаем некоторое представление о трансцендентном мире.
Но как мы можем представить, что время неподвижно в том мире, если здесь существует движение времени и все течет и изменяется? Однако там ничего не происходит без воли Господа Кришны. Ничто не существует без служения Господу, вне связи с Ним. Все обитатели того мира удовлетворяют Кришну. Время также ждет своего часа. Есть шлока, подтверждающая это. Время не движется там без служения Господу Кришне. Все расширяется и сжимается только по милости Господа, по Его сладостной воле. Все организовывает Йогамайя (духовная иллюзия). Подобно администратору, все устраивает Санкаршана, а Йогамайя исполняет Его желания. Шримати Радхарани совершает высшее служение Шри Кришне. Однако, находясь в этом мире, сколь много мы способны оценить и почувствовать? Все, что мы ощущаем, обладает мирской природой. В таком случае, нет необходимости подробно обсуждать эти темы, мы только можем попытаться сохранить нашу веру в истины «Шримад-Бхагаватам», высшее описание обители Господа, Его божественных игр и преданных.
Мы произносим слово «преданный», но на самом деле в духовном мире нет ни одного преданного в расхожем понимании этого слова. Мы не увидим там ни одного преданного. Все они нежно любят Господа Кришну. Кто преданный? Преданные — это те, кто предан высочайшим идеалам и всегда следует наставлениям, приходящим свыше. Но обитатели того мира не всегда следуют указаниям Кришны, они заставляют Его идти куда-то и делать что-то, принимать пищу и наслаждаться — такое настроение им присуще. Дасья-раса относится к категории преданности в настроении слуги, но сакхья-раса (дружеское отношение ко Всевышнему) не такова. Ватсалья-раса (родительские чувства к Богу) не такова. Даже мадхурья-раса иногда противоречит настроению Кришны.
Находясь в этом бренном мире, мы не можем представить себе природу трансцендентной реальности. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами объяснил, что высшая форма Бога — это Кришна, который совершает Свои божественные игры подобно человеческому существу. Вечно юный мальчик-пастушок из Вриндавана, Он являет Свои игры, всегда играя на флейте. Его красота столь чарующа и сладостна, что вся вселенная затоплена Его очарованием, и все живые существа испытывают непреодолимое влечение к Нему. Что еще я могу сказать? Мои поклоны всем вам.
Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш дас