Служение Шри Радхе
Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж
Гаудия-вайшнавы знают только Радхарани. Их заботят только Она и Ее дела, Ее потребности. Они готовы служить Ей всеми способами и не могут представить себе никакого служения вне служения Ей. Это наивысший идеал гаудия-вайшнавов, характерная черта сообщества Махапрабху, и это провозглашает Рагхунатха дас Гoсвами в своем «Вилапа-кусуманджали» (102):
ашабхараир-амрита-синдху-майаих катханчит
кало майатигамитах кила сампратам хи
твам чeт крипам майи видхасйаси наива ким мe
пранаир враджe на ча варору бакаринапи
Этот стих — непосредственная молитва Радхарани. Она выражает особого рода надежду, которая столь сладостна и утешительна, что уподобляется бескрайнему океану нектара. Он говорит: «Есть одна надежда, которая питает меня и дает мне силы жить. Благодаря этой надежде я как-то провожу свои дни, влачу существование в эти безрадостные времена. Этот упоительный как нектар океан надежды влечет меня и позволяет мне жить. Но мое терпение подошло к концу. Я больше не могу это выносить. Я не могу больше ждать.
Если Ты сейчас не явишь мне Свою благодать, мне конец. Для меня навек будет все потеряно. Мне незачем будет продолжать жить. Это потеряет всякий смысл. Без Твоей благодати я больше не смогу прожить ни мгновения. И даже Вриндаван, который мне дороже жизни, меня отталкивает. Это мучительно: это все время причиняет мне боль. О чем еще говорить — даже Кришна мне противен. Стыдно произносить такие слова, но даже Кришна мне не люб, пока Ты не примешь меня в круг Твоих близких служанок». Такова молитва Рагхунатхи даса.
Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада начинал объяснять этот стих, его облик преображался. Его переполняли эмоции, лицом он начинал походить на призрака.
В этом стихе Шрила Рагхунатха дас Гoсвами идет на крайний риск, говоря: «О Радха, если я не получу Твоей милости, мне ничего будет не нужно. Я жажду Тебя и только Тебя. Поддерживать отношения с кем-то другим, исключив Тебя, — так жить я не могу. Сначала должна быть Ты, а потом все остальные. Мы никогда не можем и помыслить о взаимоотношениях с Кришной».
Бхактивeданта Свами Махарадж писал, что если рядом нет Радхарани, Кришна не прекрасен. Все взаимосвязано — взаимозависимо. Учитель зависит от ученика, а ученик — от учителя. Хотя Кришна наслаждающийся, Он полностью зависит от Наслаждающей — Шримати Радхарани. Они соотносительны: Их невозможно разделить. Радхарани, как наслаждающая, также всецело зависит от Кришны, наслаждающегося.
Описав положение Радхарани, Бхактивинoда Тхакур в своем «Шаранагати» говорит: «Я хочу служить тем, в чьих сердцах живет служение Радхарани. Я желаю служить пыли со стоп тех, чье единственное богатство — служение Шри Радхе. Я хочу пасть перед ними и взять пыль с их святых стоп. Если вы неспособны сосредоточить свой ум на служении Радхарани, то все ваши попытки служить Кришне бесполезны. Если у вас нет ревности в служении Шримати Радхарани, все ваши труды для Кришны идут в ад». Мы не можем понять солнце без тепла, не можем мы и постичь Бога без Его силы. Поэтому Кришну невозможно понять без Шримати Радхарани. Нам никогда не узнать Мадхаву без Радхи.
Она — вторая половина Кришны, подвластная половина, словами Шрилы Бхактисиддханты. Она представляет преданное служение как таковое, ибо по своей силе и всеобъемлемости Ее служение Кришне не имеет себе равных. Древняя история, запечатленная в Пуранах, дает нам множество примеров добродетельных и праведных женщин: Шачи, верной жены Индры, Сати, жены Господа Шивы, Лакшми-дeви, богини удачи, Сатьябхамы, жены Кришны в Двараке, Рукмини, главной царицы Кришны в Двараке и даже соперниц Радхарани во главе с Чандравали. И все они представляют различные аспекты Радхарани. Все они берут начало в главной силе, известной как Радха.
Имя «Радха» происходит от слова арадхана — Та, Которая может служить, поклоняться, оказывать почтение. Та, Кто воистину любит Кришну и может с любовью Ему служить. Все те другие женщины, знаменитые своими добродетелью и праведностью, суть не более чем частичные проявления Радхарани. Если мы обратимся к Писаниям и тщательно исследуем место и роль тех благочестивых женщин, то обнаружим, что источник всей их добродетели и преданности — Шримати Радхарани. Она — первоисточник преданности. И поэтому Бхактивинoда говорит: «Я кланяюсь тем, чье единственное сокровище — служение Радхарани и принимаю пыль с их святых стоп. Я не желаю больше ничего». Всякий, кто это знает и с искренним сердцем постоянно идет по этому пути — в наивысшей степени удачлив.
А приблизиться к Радхарани мы можем, служа Ее слугам. Если мы служим слугам слуг, мы обязательно получим благодать Кришны. Если кто-то так или иначе войдет в круг слуг слуг ШриматиРадхарани, его будущее обеспечено.
А в самом кругу слуг Радхарани мы стремимся стать рупанугами, последователями Шри Рупы. Слуги Шри Рупы необычайно ревностно выполняют то, что она приказывает, а сама она делает все, что прикажет Лалита. Так через Рупу Гoсвами наше преданное служение направляется к Высочайшим. И только в этом наше величайшее богатство.
Высшая цель нашей жизни — не отношения непосредственно с Радхарани или Лалитой-дeви; то, к чему мы больше всего стремимся — это служить в Рупануга-сампрадае. Это значит, что наивысшее мы обретаем во взаимоотношениях со Шри Рупой.
Радха-дасьям называют наивысшим достижением. Почему? Такие качество и количество расы, которые может получить от Кришны Радхарани, не найти больше нигде. Поэтому если ваше место — сразу за Радхарани, вам позволят вкушать расу не просто великую по количеству, но и несравненную по своему качеству.
(из книги "Любовный Божественный поиск потерянных слуг")