Правила и предписания Вед- Часть3
Глубинный смысл ведический обрядов, правил и ограничений
часть 3
Вопросы и ответы
Вопрос о том, что кто-то может не следовать правилам и предписаниям.
— Кто-то имеет крипу и что? И в результате этой крипы можно не следовать садхане, да? Можно есть пиццу в экадаши и так далее…
Во-первых, крипу нужно заслужить, она приходит не так-то просто.
Во-вторых, даже человек, который обрел крипу, который обрел прему, он все равно следует всем этим принципам и правилам. Просто потому, что сами эти принципы и правила неслучайны, они являются отражением того, что есть в духовном мире.
Если у него есть любовь к Богу, то он делает то же самое, только с любовью к Богу. Это не значит, что он нарушает все принципы и правила, обретя эту любовь.
С чего это вдруг? Что за странная логика? Просто в начале я делаю это, не понимая толком зачем, почему, я учусь этому. Но когда я научился этому…
По сути дела, Яшода, ухаживая за Кришной, тоже совершает какой-то ритуал. Но для нее этот ритуал исполнен любви, а не то, что она нарушает какие-то принципы и правила. Тут нет таких противоречий.
Даже на самом высоком уровне человек не нарушает никаких принципов, даже если он обрел крипу. Крипа проявляется не в том, что он перестает следовать тому, чему учат ачарьи. Крипа проявляется в том, что он начинает этому следовать, преисполнившись любви.
Разумеется, конечно, что люди, достигшие спонтанной любви, могут ее проявлять, скажем так, неортодоксальным способом.
Как, например, мальчики-пастушки будят Кришну, запрыгивая к нему в постель. Там какой-нибудь Субал приходит к Кришне — бац к Кришне в постель и начинает Его тормошить.
Говорится, что даже Яшода не решается это делать, что ее любовь не позволяет Кришну разбудить. Но Субал может позволить себе это.
Но это слишком высокий уровень, чтобы о нем можно было говорить.
На нашем уровне человек, обретший бхакти, должен очень тщательно следовать всем этим принципам. И если это следование исполнено любви, то это можно почувствовать…
Мы можем вести киртан механически, потому что это нужно делать, потому что время пришло. Но тот, кто следует с пониманием и любовью, станет это делать тоже в положенное время, но будет петь так… И это сразу чувствуется.
Я помню, как у нас в Ташкенте в свое время был полный спонтанный бхакти, полный рагануга-бхакти. Мы приехали как-то с Говиндой Мадхавой из Швеции, и там в три часа дня кто-то взял и затянул "самсару". Говинда Мадхава испугано стал оглядываться …
Эти принципы даны не просто так, и нам нужно в пределах этих принципов найти смысл и суть всего этого, а не отказываться от них. Иначе это называется сахаджия.
Я однажды видел группу сахаджий. Они пришли в Майапур и когда они пели… Они так здорово это делали, что мне прямо захотелось стать сахаджией (смех). Я стал ходить за ними. Но когда потом посмотришь, что они делают в свободное от пения святых имен время, то сразу как-то желание это пропадает.
Вопрос
о том, насколько эффективна практика вайдхи-садханы в процессе очищения от нежелательных качеств.
— Вайдхи садхана-бхакти сразу приводит к этим эффектам клеши-гниа шубада. И человек начинает ощущать это реально на своем собственном опыте. И я думаю, что каждый это испытал в какой-то момент. Он начал следовать садхана-бхакти и в какой-то момент он испытал легкость определенную, как будто гора с плеч свалилась, какая-то карма ушла.
Потом мы привыкаем к этому и думаем: "Ну, так оно и должно быть".
Что такое клеша-гниа? Клеша-гниа — это чувство облегчения, которое испытывает человек.
Если человек начинает заниматься садханой, то облегчение каждый чувствует. Иначе, почему бы он этим занимался, если бы все было исключительно какой-то обузой.
Мы все это испытали, просто потом об этом забыли.
Шубада буквально значит, что такому человеку начинает улыбаться счастье, ему хорошо становится. И в этом тоже можно убедиться на своем опыте.
Я, например, убедился, когда занимался своей кандидатской диссертацией. Я ставил какой-то эксперимент, это была серия экспериментов, и они не получались один за другим, срок кончался, и вообще я не знал что делать. И тогда я поставил какой-то эксперимент и стал с огромным чувством читать мантру. По-моему, никогда с таким чувством я мантру не читал, как тогда. Я так горячо и искренне молился два часа, пока у меня электрофорез шел (смех). Я молился Кришне. И это единственный электрофорез, который получился у меня за все три года, и он составил основу моей кандидатской диссертации, и я защитил ее. Потом я его сколько ни ставил, у меня ничего не получалось. Два часа я почитал мантру и, пожалуйста, — электрофорез. Это шубада.
Вопрос
— о том, к чему приводит вкус к садхане.
— Вкус к садхане приводит к тому, что садхана человека становится стабильной.
Постепенно человек избавляется от анартх и обретает этот вкус. И именно этот вкус делает, что садхана становится очень стабильной.
После этого он переходит на следующий этап, он может обрести реальный смысл в этой садхане.
В конце концов это все приведет к кришна-преме.
Стабильность означает, что человек преодолел значительную часть анартх, которая есть у него, в значительной степени зафиксировал свой ум.
Это другое преимущество следования правилам и ограничениям — ум человека приобретает очень четкие и очень ясные очерченные формы.
Сейчас наш ум мечется повсюду, тогда как следование этим правилам закрепляет ум, делает его очень сильным, дисциплинирует его и помогает человеку достичь цели.
Так что в этом сильном спокойном уме он постепенно начинает чувствовать вкус, за вкусом приходит привязанность, за привязанностью приходят эмоции, за эмоциями приходит любовь.
И таким образом любовь раскрывается в сердце человека.
— То есть, стабильное следование санге, это уже признак ништхи?
— Да, безусловно. Способность стабильно следовать садхане, это признак ништхи.
Вопрос —
— На начальном этапе следование садхане-бхакти подобно яду. Где найти вот эти стимулы, чтобы дойти до этого первоначального вкуса?
— Где найти противоядие?
Ну, во-первых, на начальном этапе Кришна часто дает что-то авансом, дает возможность почувствовать, что это значит.
А во-вторых, силу, которая необходима, чтобы человек смог доползти до этого, дает изучение священных писаний и общение с чистыми преданными.
Когда человек общается с чистыми преданными и видит вот этот личный пример — видит, что человек встает рано, что человек занимается садхана-бхакти и ему хорошо, то это воодушевляет.
Нам нужно перед глазами видеть реальный пример.
Если мы такого примера не видим, если вокруг нас только примеры дурного следования садхане или примеры неудачного следования садхане, то тогда нам очень трудно будет это делать.
Но если перед глазами есть ясный, четкий пример человека, который почувствовал благо это всего на своем опыте и делает это естественно, живет этим всем, то тогда, соответственно, нам это будет легче делать. Это будет вселять в нас веру, укреплять нашу веру и побуждать нас действовать дальше.
Вопрос
о том, может ли садхана привести в порядок наше грубое и тонкое тело.
— Да, садхана или следование этим правилам, приводит в порядок наш ум, приводит в порядок наше тело и приводит в порядок также внешнюю ситуацию вокруг нас.
По крайней мере садхана может привести все это в порядок, у нее есть достаточно силы для этого. И тогда, соответственно, все наши действия будут приводить к бхакти.
По идее, в этом цель. Следование садхана-бхакти необходимо, чтобы наладить свое тело, наладить свой ум, наладить внешнюю ситуацию вокруг нас.
Может быть, это не абсолютное средство, не панацея, может быть, тело нам будет мешать в какой-то степени еще. Но тем не менее если следовать этому строго, то в значительной степени можно от многих проблем избавиться и привести все в порядок, поставить все на свои места.
— Вопрос
о цели на разных уровнях преданного служения.
— Преданные могут находиться на разных уровнях, но цель у них должна быть одна. Они должны четко понимать, что моя цель обрести любовь к Богу.
Они могут толком не понимать, что такое любовь к Богу, но тем не менее цель эту они должны ставить.
Как говорится в "Шримад Бхагаватам",
— мудрый человек не ставит перед собой никаких целей, которых можно достичь в пределах этого материального мира. Он ставит перед собой только ту цель, которая находится за пределами этого всего, цель, которую невозможно обрести здесь.
Нарада Муни в наставлениях Вьясадеве говорит, что все остальное само приходит. И счастье, и горе материальное приходят сами.
Поэтому нужно поставить самую высокую цель, и не отступать от этой цели, не разочаровываться в этой цели.
Почему иногда люди бросают садхана-бхакти?
Тут срабатывает психология лисы из басни Крылова. Лиса прыгала, прыгала, а потом сказала:
-"Виноград зеленый, не нужен он никому".
Недопрыгнули. Прыгали, прыгали и….
Ни в коем случае нельзя попасться вот в эту ловушку и уподобиться вот этой самой лисе.
Да, нужно поставить высокую цель и понять, что мы до нее не допрыгнем сейчас. Но, тем не менее, эту цель нужно поставить и к ней нужно стремиться. Не допрыгнем до нее сейчас, когда-нибудь мы до нее допрыгнем. Нельзя менять ее на какую-то более низкую цель, пусть достижимую. От того, что она более достижима, она не становится лучше еще.
Вопрос
о том, является ли очищение высокой целью.
— Цель — очищение, на уровне анна-майи, если речь идет об очищении материального тела. Но что значит очиститься? Если мы хотим полностью очиститься от этих греховных материальных желаний, которые есть в нашем сердце, то это достаточно высокая цель. Это, как минимум, уровень гьяна-майи.
Вопрос –
Как преданному выбрать, насколько строго следовать правилам и предписаниям?
— Хороший вопрос… В одиннадцатой песне "Шримад Бхагаватам" Кришна говорит Удхаве, что йога — это сложная вещь. И йог постепенно, постепенно приручает свой ум.
И он приводит сравнение с наездником, который объезжает необъезженную лошадь. Опытный наездник натягивает удила и когда чувствует, что лошадь несет, что он перетянул, он чуть-чуть отпустит удила. Потом опять натянет чуть-чуть. И так постепенно, постепенно он объезжает лошадь, что она начинает его слушаться.
Неопытный наездник либо натянет слишком сильно, и лошадь понесет и взбрыкнет его, либо он полностью отпустит, и лошадь все равно понесет, и он окажется непонятно где.
Поэтому путь йоги — это путь постепенного объезжания дикой лошади своего ума. Человек должен следить за этим. Он натянул удила этих принципов, правил, ограничений, но чувствует, что сейчас понесет…
Имеет смысл чуть-чуть отпустить. Не значит, что нарушить, но дать какую-то свободу. Может быть, не заставлять так уж сильно. Потому что если пережать, то тогда может случиться непоправимое, может быть очень плохо.
Для этого нужно чувство меры и нужен здравый смысл.
Это то, чего нам, к сожалению, очень часто не хватает.
Преданные удивительны в этом отношении. У них здравого смысла очень часто не бывает. Все остальное есть: горящие глаза, развивающиеся шикхи, решимость… Но здравого смысла не хватает.
Нужно как-то следить за этим. К сожалению, это один из признаков западного менталитета. Западный менталитет мечется из крайности в крайность, не может найти вот этой вот золотой середины. Так что тут нет единого рецепта.
Но что важно во всем этом — это всегда четко знать идеал. Цель не в том, чтобы отпустить удила, а в том, чтобы обуздать лошадь.
Когда будет цель и терпение при этом, то тогда мы сможем найти эту меру, с которой мы всему этому будем следовать.
Вопрос об уровне шраддха.
— Шраддха возникает в результате общения с человеком, который этой шраддхой обладает. Это единственный способ обретения шраддхи, она приходит от соприкосновения с преданными, от соприкосновения со священными писаниями.
Священные писания могут зародить в человеке сильную веру, и прежде всего общение с возвышенными преданными эту веру укрепляет. И потом уже приходит соответственно горячее желание обрести Кришну.
Вопрос
о том, как совместить садхану и выполнение других обязанностей.
— Садхана — это тоже наши обязанности и нужно делать так, чтобы садхана и чтобы обязанности не страдали. Если страдает одно и другое, то нужно понять, может, у нас слишком много обязанностей, и поэтому наша садхана страдает.
Может быть, мы много обязанностей на себя взвалили или, может быть, мы слишком фанатичны в своей садхане. Тут нужно этот вопрос проанализировать.
В принципе, садхана построена таким образом, что она не должна мешать выполнению других обязанностей. И обязанности не должны мешать выполнению садханы. Может быть, мы не совсем правильно понимаем свои обязанности.
Харе Кришна!
http://www.maharathayatra.com