Госвами Махарадж
Трансценденталист
Из книги «Шаг к Абсолюту»
Шрипад Госвами Махарадж является саньяси — странствующим проповедником Шри Чайтанья Сарасват Матха.
Эта духовная проповедническая организация была основана в Индии в сороковые годы Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Махараджем, который на протяжении всей своей жизни был хранителем высочайших идеалов чистой преданности Господу.
Шрипад Госвами Махарадж родился 17 сентября 1952 году в США в католической семье, предками которой были ирландские иммигранты-католики, искренне верившие в Христа.
При рождении он получил имя Филипп, как и его отец. Члены семьи шли путём преданности и самоотверженности, посвящая всю свою жизнь служению стране, семье и церкви Святого Джеймса.
Отец, Филипп Патрик Винсент Мерфи-старший, человек с прямым и благородным характером, создал для всей своей семьи наилучшие возможности для духовного роста и развития.
Бабушка по линии отца, с присущей ей мудростью, хотела, чтобы ее дети и внуки построили свою жизнь таким образом, чтобы приближаться к Богу, а не удаляться от Него.
Самое важное место в семейных ценностях принадлежало духовной культуре и возрождению утраченных взаимоотношений с Богом. Унаследовав от своих родных свободолюбивый характер, широту души, огромное трудолюбие и терпение, юноша Филипп был всегда целеустремлён и последователен в стремлении к высшему идеалу. Природа наградила его хорошей памятью, пытливым умом и неординарными ораторскими способностями. Он часто оказывался в центре различных дискуссий на философские и религиозные темы.
Однажды на уроке религии в его классе учитель сказал, что чем более образован человек, тем больше у него склонностей стать атеистом, а то, чему монахини обучили их в младших классах, не вполне истинно.
— «Получается так, — возразил молодой Филипп, — что религия предназначена для дураков, и любой человек может прийти и сказать, что всё ранее услышанное — полная ерунда».
Часто за такие откровенные высказывания его отправляли в кабинет директора, но именно так формировались главные черты его характера: поиск, осмысление и отстаивание истины.
Шрипад Госвами Махарадж вспоминает:
— «Я родился в то время, когда Америка переживала бурный расцвет. В это время в США появилась категория людей, которые пришли к выводу, что материальное процветание не может принести действительного удовлетворения.
В Америку пришло умонастроение поиска альтернативного выхода. Появились хиппи, поэты и многочисленные почитатели «Битлз». Таким образом, в начале 60-ых годов прошлого столетия он оказался в рядах прогрессивно мыслящей американской молодежи, которая ринулась на поиски мира любви и красоты, лежащего вне сферы грубой материи.
В то время, когда взоры молодых людей обратились к Востоку, в Америку приехал и стал проповедовать сознание Кришны Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. Духовные идеи, которые он проповедовал, переворачивали стереотипы западного мира и привлекали массу молодёжи.
— «К этому времени я решил, — вспоминает Шрипад Госвами Махарадж, — что мои потенциальные возможности в этом мире уже исчерпаны, и мой взор обратился к внутреннему миру. Я хотел не материального благосостояния, а духовного богатства, и решил искать его внутри себя под руководством квалифицированного учителя».
Сердцем и душой восприняв новые идеи, в мае 1971 года Шрипад Госвами Махарадж принял посвящение у Шрилы Свами Прабхупады.
— «Когда мне было 19 лет, — вспоминает Шрипад Госвами Махарадж, — я пришел в один из духовных центров в Сан-Франциско и там впервые встретил преданных ИСККОН. Вскоре после этого был большой пир, в котором я впервые принял участие в качестве преданного. Для меня было большой радостью тщательно побрить голову, поставить тилаки, взять большую тарелку с прасадом и выйти навстречу гостям. Я помню, как один из преданных, взяв в руку сладкий шарик, с которого стекал сироп, говорил: "Есть йоги, которые совершают суровые аскезы в Гималаях, но бхакти-йоги берут сладкий шарик, забрасывают себе в рот, и он наполняется нектаром".
В то время я подумал: — "Мне нравятся эти ребята. Я рад, что вступил в эту миссию. Здесь я найду то, что искал"».
Это было трудное, но славное время. Вспоминая те годы, Шрипад Госвами Махарадж говорил, что поначалу их служение заключалось в том, чтобы чистить огромные котлы, убирать храм и мыть полы. Работу заканчивали в половине двенадцатого и лишь затем отправлялись спать. Уходя из алтарной, они предлагали поклоны Божествам, а утром, приходя на службу, преданные так и находили их лежащими на полу с тряпкой и шваброй в руках. Часто спали стоя. Читая джапу, многие падали на деревянный пол, как в эпилептическом припадке. Такое происходило повсеместно.
Вспоминая о временах, когда Шрила Свами Прабхупада давал посвящение первым ученикам, Шрипад Госвами Махарадж рассказывал, что они получали четки, которые были сделаны не из туласи, а из разноцветных бусин, купленных в магазине. Иногда после посвящения эти люди даже не знали, как правильно произносить свои новые имена, но именно они распространили движение сознания Кришны по всему миру. Это стало возможно лишь потому, что воля Кришны стала смыслом их жизни.
Свою проповедническую деятельность Шрипад Госвами Махарадж начал с распространения книг, заведуя складом и библиотекой в отделении миссии в Лос-Анджелесе. Он стал изучать «Бхагавад-Гиту», и его особенно поразило предисловие к этой книге. Там говорилось, что Божественное Знание приходит по цепи ученической преемственности. Идея о том, что между человеком и Богом должен быть посредник, нравилась не всем. Многие полагали, что в этом нет необходимости, и посредники являются лишь препятствием в достижении Бога. Но с каждым разом он убеждался, что в духовной науке справедливо обратное. Позже, познакомившись с идеями Шрилы Шридхара Махараджа, он нашел здравое и рациональное объяснение, почему так необходим Гуру.
С середины 70-х годов Шрипад Госвами Махарадж начал читать лекции и организовывать философские диспуты по ведическим темам в университетах США и Канады. Шрила Прабхупада, заметивший его выдающиеся ораторские способности, отозвался о нем как о разумном и неординарном ученике, чьи интересы лежат в трансцендентной области, гораздо выше сферы ума и материи.
Однажды Шрипаду Госвами Махараджу посчастливилось быть некоторое время наедине со своим духовным учителем, и эта встреча оставила неизгладимое впечатление в его памяти.
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада интересовался настроением преданных и тем, как идет распространение его книг. От Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады преданные ИСККОН впервые узнали о Шриле Шридхаре Махарадже, о котором он говорил:
— «Наш духовный учитель хотел проповеди на Западе, однако члены Гаудия Матха бездействовали. Я решил: "В моём преклонном возрасте я попытаюсь проповедовать в этих специфических местах" и по его милости отправился на Запад.
Хотя мои попытки увенчались грандиозным успехом, заслуга в этом не моя. Всё это — исключительно благословения моего Гуру и Вайшнавов. Я не знаю, как всё это происходит, поскольку я полностью лишён должных качеств. Я совершил свою работу благодаря… тадийа ваишнава сева ништха.
У меня была возможность общаться с Его Святейшеством Шридхаром Махараджем на протяжении нескольких лет. Я всегда очень серьёзно воспринимал его советы и наставления, поскольку с самого начала знал, что он — чистый Вайшнав. Я хотел общаться с ним и пытался ему помогать. Он также старался помогать мне, поэтому нас связывали очень близкие взаимоотношения».
Ещё при жизни Шрила Свами Прабхупада оставил указание о том, что, если после его ухода из этого мира возникнет некая потребность в руководстве свыше и опёке со стороны высшего Вайшнава, то его ученики должны обратиться к Шриле Шридхару Махараджу.
— «Я считаю его своим шикша-гуру, — говорил Шрила Свами Прабхупада. — Кришна и Прабхупада поставили его, чтобы подготовить меня для проповеди на Западе. Для меня это стало великой удачей. Что же говорить о том благе, которое вы можете получить от общения с ним».
После ухода Шрилы Прабхупады из этого мира в 1977 году, Шрипад Госвами Махарадж некоторое время был президентом храма ИСККОН в Лос-Анджелесе. С 1977 года он начал посещать Восточную Германию, Венгрию, Польшу, Чехослова кию, Румынию и Болгарию, встречаясь со студентами и отвечая на их многочисленные вопросы.
В 1978 году он впервые побывал в России. В те времена в нашей стране еще существовала жесткая цензура и гонения на инакомыслящих.
Вспоминая те годы, Шрипад Госвами Махарадж говорит:
— «Когда мы приезжали в Россию, мы не могли прямо говорить о сознании Кришны. Нам приходилось маскировать свою проповедь. Мы начинали с того, что говорили об индийской культуре, о йоге, о медитации и мантрах, но хочу заверить вас, что сознание Кришны не имеет никакого отношения к этому. То, что мы говорили в те годы, было всего лишь пропагандой, а не подлинной истиной».
В это время он пытался донести до многих душ суть и смысл учения Шрилы Шридхара Махараджа. От него он получил следующие указания:
— «Ты должен посещать отвергнутых и разочарованных, проводить с ними работу, облегчая их страдания и помогая им. Чтобы прийти в себя, им не нужно покидать движение Свами Махараджа, Махапрабху или нашего Гуру Махараджа. Это божественное движение невозможно не любить…
Нужно установить с ними связь, вдохновить их в служении Гуру-Гауранге, Свами Махараджу, нашему Гуру Махараджу и Бхактивиноду Тхакуру. Такова твоя задача. Время от времени ты сможешь приезжать сюда и получать от меня необходимые указания: теоретические и практические».
Духовный поток, шедший через сердце Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, был снова обретен у стоп Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа.
Шрипад Госвами Махарадж вспоминает:
— «Вплоть до 81 года в моей жизни был Шрила Свами Прабхупада, а потом в неё вошёл Шрила Шридхар Махарадж. Когда я обрёл его милость, я пережил полное внутреннее преображение».
«Общаясь с ним, — продолжает Шрипад Госвами Махарадж, — я заметил, что вся скверна, которая была в моих уме и сердце, постепенно исчезла.
Вначале я обратился к нему как к шикша-гуру, но со временем понял, что он является моим харинам-гуру,мантра-гуру и санньяса-гуру. Он стал для меня всем и вся — моим настоящим Гуру. Шрила Шридхар Махарадж стал для меня высшим авторитетом в сознании Кришны и вдохновил меня на проповедь в странах Запада».
Следуя его наставлениям, Шрипад Госвами Махарадж стал первым проповедником учения Шрилы Шридхара Махараджа в западном мире.
— «Я часто думаю о Шрипаде Госвами Махарадже как о человеке, — говорит Шрипад Ашрам Махарадж, — который одарен милостью Господа.
Служение, которое он совершал и совершает сейчас, не есть что-то заурядное. Я имел возможность наблюдать его проповедь на Западе и видел, с каким множеством препятствий, испытаний и противоречий он сталкивался. В своем сердце я всегда восхищался качествами, которые позволяют ему представлять учение Шрилы Шридхара Махараджа наилучшим образом.
Благодаря его усилиям многие преданные во всем мире увидели красоту учения Шрилы Шридхара Махараджа и приняли у него прибежище».
Шрила Говинда Махарадж, личный слуга Шрилы Шридхара Махараджа, принимал непосредственное участие во всех этих событиях. Он постоянно говорил Шриле Шридхару Махараджу:
— «Только Вы можете дать прибежище западным людям, которые приходят к Вам на даршан».
Но общение Шрилы Шридхара Махараджа было не так-то легко получить. Редко кто обладал возможностью лично общаться с ним, но Шрипад Госвами Махарадж был одним из тех, к кому Шрила Шридхар Махарадж всегда относился с любовью и нежностью. Он с радостью принимал его каждый раз, когда тот приезжал, чтобы рассказать ему об успехах своей проповеди.
Вспоминая прошлое, Шрипад Госвами Махарадж говорит: «Главным образом я связан со Шрилой Шридхаром Махараджем. Сейчас я пытаюсь донести до людей то, что я слышал от него. Моё положение таково, что я помогаю людям обрести связь с его лотосоподобными стопами. Я связан с ним, с его учеником Шрилой Говиндой Махараджем и Шрилой Прабхупадой.
Люди оказывают мне некое почтение только потому, что я связан с такими великими личностями». Благодаря помощи Шрилы Шридхара Махараджа Шрипад Госвами Махарадж опубликовал на английском языке его первую книгу «Шри Гуру и Его милость», которая стала откровением для западных читателей. Шрипад Госвами Махарадж говорит, что подробнейшим образом обсуждал со Шрилой Шридхаром Махараджем каждый её абзац. Когда книга увидела свет, и лавина восторженных откликов достигла Навадвипы, это доставило огромное удовлетворение Шриле Шридхару Махараджу. Многие преданные, прочитав эту книгу, лично приходили к Шриле Шридхару Махараджу выразить ему своё восхищение и признательность за её издание.
Усвоив широту идей Шрилы Прабхупады, Шрипад Госвами Махарадж стремился показать красоту и глубину духовного богатства Шрилы Шридхара Махараджа. Вскоре преданные Запада, затем России и других братских республик бывшего СНГ смогли познакомиться с целой серией его книг:
— «Путь Домой»,
— «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности»,
— «Любовный поиск потерянного слуги»,
— «Золотой вулкан божественной любви», — «Эволюция сознания», — «Проповеди Хранителя преданности», — «Прабхупада Сарасвати Тхакур».
Шрила Говинда Махарадж был настолько счастлив, что служение Шрипада Госвами Махараджа доставляет его Гуру наивысшее удовлетворение, что однажды сказал:
— «Махарадж! Ваше служение и издание книг совершенным образом представляет учение Шрилы Шридхара Махараджа и превосходит всё то, что я совершил за те несколько десятков лет, которые провёл в его обществе».
Так Шрила Говинда Махарадж высказывался лишь о тех, кто в высшей степени доставлял счастье и удовлетворение Шриле Шридхару Махараджу.
Шрила Шридхар Махарадж часто говорил, что Шрипад Госвами Махарадж является пионером той волны, которая исходит из Шри Чайтанья Сарасват Матха и приходит на Запад. В последние дни пребывания в этом мире он обращался к преданным с таким наставлением:
— «Я могу уйти в любую минуту. Если у вас есть вера в меня, я со всей искренностью и ото всего сердца прошу вас следовать Шриле Говинде Махараджу. Пожалуйста, служите ему, и я буду очень счастлив этим!» Перед своим уходом Шрила Шридхар Махарадж, зная, что может не увидеть больше Шрилу Госвами Махараджа, схватил его за плечи и, тряся, сказал: «Если ты хочешь служить мне и доставить мне хоть какое-то удовлетворение, то моя смиренная просьба к тебе — служи Шриле Говинде Махараджу! Глядя на тебя, за ним пойдут многие!»
Следуя его завету, Шрипад Госвами Махарадж говорит:
— «Меня интересует лишь Шрила Шридхар Махарадж, его личность и его учение. Я предпочитаю иметь дело с людьми, которые в глубине своего сердца чувствуют связь с ним и с тем, чему он учил. Я верю, что это богатство предназначено для людей, которые многие годы следуют сознанию Кришны и делают это серьёзно».
После ухода Шрилы Шридхара Махараджа из этого мира Шрипад Госвами Махарадж остался под началом его ученика, преемника и ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха Шрилы Говинды Махараджа. Будучи его представителем, он путешествовал по миру, проповедуя в Америке, Бразилии, Австралии и других западных странах идеи сознания Кришны в линии Шрилы Шридхара Махараджа.
Однажды Шрипад Госвами Махарадж признался преданным:
— «После нескольких десятков лет кое-какого опыта для меня стало очевидным одно — если Гурудев не велит мне делать что-то, я никогда не буду этого делать».
На протяжении последних лет его особое внимание приковано к России, куда он приезжает с длительными проповедническими турами. В настоящее время Шрипад Госвами Махарадж, обладатель почётного титула ведийской школы «паривраджакачарья», является главным редактором издательского дома ШЧСМ и главой духовного исследовательского центра в Навадвипе. Он так же руководит одним из вайшнавских центров в США, пишет книги и принимает участие в телепередачах.
Шрипад Авадхут Махарадж говорит:
— «Любому человеку будет интересно познакомиться с этой выдающейся личностью. Шрипад Госвами Махарадж прекрасно разбирается в философии, искусстве, литературе, дизайне и хорошо знает русскую интеллектуальную культуру.
Сейчас он — один из самых ярких и интересно мыслящих теологов современности. Самое важное, — это то, что человек после общения с ним испытывает желание отправиться на поиски смысла жизни».
О предмете своего духовного поиска сам Шрипад Госвами Махарадж говорит:
— «Я не интересуюсь религией. Меня интересует Реальность». Это характеризует его не как обычного религиозного деятеля, а как беспристрастного духовного исследователя.
Шри Гурудев Говинда Махарадж однажды сказал о Шрипаде Госвами Махарадже:
— «Шрипад Госвами Махарадж стремится дать благо всем и каждому. Он всегда очень внимательно слушал объяснения Шрилы Шридхара Махараджа. Его удача в том, что когда он пришел к Шриле Шридхару Махараджу, то увидел в нем дух Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и Шрилы Сарасвати Тхакура.
Так он обрел внутреннюю духовную связь с Гуру Махараджем. Высшие заключения Шрилы Сарасвати Тхакура и Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, которые жили в проповеди Шрилы Шридхара Махараджа, Шрипад Госвами Махарадж решил принести в западный мир. У него очень уникальное умонастроение и самопредание. Я часто ставлю его в пример другим. Я верю, что, благодаря общению с ним, вы получите наивысшее благо».
Книга составлена на основе ответов Шрипада Госвами Махараджа на вопросы, которые волнуют любого здравомыслящего человека:
— «Кто я есть? Почему я страдаю в этом мире?
— Как мне выйти из создавшегося положения?
— Где мне найти верное руководство?
— Каковы мои перспективы на счастье?»
Незримо следуя за героем этой книги, читатель становится живым участником всего происходящего и шаг за шагом приближается к трансцендентному миру, которым является сознание Кришны.
«Нет индийского сознания Кришны, — говорил Шридхар Махарадж, — как нет русской или американской математики. Божественное сознание существует одно для всех. Это не дань традиции, а Реальность. Для всех вас будет величайшим благом познакомиться с этой Прекрасной Реальностью».
В заключение приведем слова Шрипада Госвами Махараджа: «Вы должны сделать выбор. Он состоит в том, чтобы понять, в чём состоит ваше подлинное счастье. Надо сделать выбор на основе здравого смысла, а не умственных измышлений. Соприкасаясь с "прелестями" материальной жизни, разумный человек понимает, что это не то, что может его удовлетворить. Нам надо идти путём внутреннего поиска и достичь того мира, в котором ваше сердце найдёт полное удовлетворение».